Столбцовская квартира Кожичей напоминает художественную галерею, в которой царит удивительная красота родного края.
– Это все самодеятельность мужа, – чуть иронично, но не без гордости говорит Анна Ивановна, приглашая к знакомству с картинами, которые развешаны в прихожей, гостиной, спальне, на кухне и даже на балконе – художественной мастерской хозяина. В основном пейзажи – природный и сельский. Картины наполнены светом, сочными красками, естественно и гармонично смотрится композиция.
– Сюжеты для этюдов сами придумываете или на местности подсматриваете? – интересуюсь.
– По-разному бывает. Но чаще фантазия, воображение выручают, перерабатываю увиденное на свой лад.
Анатолий Иванович признается, что для творчества очень важно вдохновение. Без него руки «ленятся», а то и вовсе отказываются работать. Поэтому за мольберт не садится в плохом настроении. Пишет маслом.
– Это наиболее гибкий и вместе с тем самый сложный материал, обладающий даже оптическими свойствами, которые прекрасно использовали известные мастера еще старой школы, – объясняет Анатолий Кожич. – Выполненная масляными красками картина переживет ее автора. А начинаю я с того, что в рисунке намечаю основы светотени, затем наношу изображение одним или двумя цветами, теплыми или холодными, в зависимости от задумки.
Важный элемент живописи – фактура, видимое и осязаемое построение красочного слоя. Все имеет значение – его толщина, состав, форма, размер мазков, их сочетание...
Слушая Анатолия Ивановича, никогда не подумаешь, что он обычный слесарь, специалист по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Живописи же нигде не учился, способности и любовь к рисованию у него от отца.
– Как-то в школе задали домашнее задание – нарисовать нож, вилку и ложку. Думал, легко с этим справлюсь, но ничего путного на ватмане не получилось. Даже расплакался, помню, от разочарования. Отец увидел, подошел и показал, как нужно правильно держать в руке карандаш, как рисовать, на чем сконцентрировать внимание. Так что первые уроки от него получил. А в 8-м классе я удачно скопировал известную картину Васнецова «Три богатыря»: сам даже не ожидал, что так здорово получится. После школы собирался поступать в художественное училище, но, узнав, какой там большой конкурс, по совету родителей подал документы в институт механизации сельского хозяйства. А рисование на всю жизнь осталось увлечением.
После вуза работал инженером-электриком, был начальником районных электросетей, главным инженером межрайонного управления газового хозяйства. В непростые 90-е – директором жилищно-коммунального хозяйства. А на пенсию Анатолий Иванович ушел с должности начальника участка ЖКХ в столбцовском филиале Минского моторного завода. Сейчас работает слесарем в местной ДЮСШ.
В марте отметил 69-й день рождения, но выглядит Анатолий Иванович моложе своих лет.
– Это все благодаря спорту (кандидат в мастера по зимнему многоборью – лыжи, стрельба, подтягивание), физкультуре – бегаю, хожу в тренажерный зал, плаваю в бассейне. И, конечно, в тонусе держит живопись, еще немного резьбой по дереву занимаюсь. Творчество точно прибавляет сил, делает жизнь более интересной.
Его любимое время года – зима. Может, потому на большинстве полотен – зимний пейзаж, как городской, так и деревенский. Одна из работ мне особенно понравилась: заснеженная лесная дорожка через деревянный мостик ведет путников к застывшей у реки церквушке. Есть в этом этюде некая умиротворенность. Кажется, часами смотрел бы на картину – приходят воспоминания о детстве, промелькнувшем на лоне природы, мысли настраиваются на философский лад…
Не так давно в Засульской СШ состоялась персональная выставка живописи ее выпускника Анатолия Кожича, приуроченная к встрече одноклассников спустя 50 лет после выпуска. Добрые отзывы школьных друзей – самая дорогая награда для самобытного мастера кисти.
Есть задумка у столбцовского слесаря-художника сделать несколько весенне-летних оригинальных этюдов коласовских мест. Анатолий Иванович уже знает: стоит только оказаться там, как вдохновение придет само собой...